Личный кабинет

Разделы

Наши партнеры

Компания "Western" (Челябинск) - корма для животных

Компания "Алиса+" (Челябинск) - клетки, поводки, корма россыпью

Компания "Носик" (Екатеринбург) - корма для животных

меняемся ссылками, баннерами,
статьями

Зооклуб » Библиотека знаний о животных » Болезни животных, Паразитарные болезни » Эхинококкоз

Эхинококкоз

Эхинококкоз - гельминтозное заболевание, преимущественно овец, крупного рогатого скота, верблюдов, свиней и реже других животных и человека. Возбудитель его - пузырчатая личиночная форма ленточного червя - Echinococcus granulosus, относящегося к семейству Taeniidae (У лисиц паразитирует другой вид эхинококка - Echinococcus sibiricus. Промежуточным хозяином для этого вида являются грызуны.

Эхинококкоз: экономический ущерб, причиняемый эхинококкозом, огромен. При очень сильных инвазиях животные (овцы, крупный рогатый скот и верблюды) погибают от него. Болея годами, зараженные животные плохо откармливаются, снижают продукцию молока, мяса и шерсти. Кроме того, на бойнях конфискуются и уничтожаются печень, легкие, а иногда и целые туши, пораженные эхинококковыми пузырями.

Эхинококкоз: описание возбудителя. Лента эхинококка имеет всего 2 - 6 мм в длину и состоит из сколекса и трех или четырех члеников. Задний членик заключает в себе матку, наполненную яйцами. Сколекс, 0,3 мм ширины, снабжен хоботком с двумя коронами крючочков, числом от 28 до 50. Более крупные крючочки достигают 0,040 - 0,045 мм в длину, а мелкие - 0,030 - 0,038 мм. Присосок четыре, диаметром 0,13 мм. Первый, а иногда и второй членик от сколекса обычно гермафродитный. В нем находятся до 50 семенников, спирально скрученный семявыносящий проток, грушевидная половая бурса, подковообразной формы яичник, тельце Мелиса и вагина. Последний, зрелый членик бывает наполнен яйцами в количестве до 400 - 800. Он достигает 1,5 - 2,5 мм длины и 0,5 - 0,6 мм ширины. Матка в зрелом членике вытянута до его длине, и от ее ствола обычно отходят ответвления (выпячивания). Онкосфера (яйцо), диаметром 0,030 - 0,036 мм, покрыта наружной радиально исчерченной оболочкой. В кишечнике постоянного хозяина лента эхинококка созревает в течение 21/2 - 3 месяцев и живет более б месяцев.

Эхинококкоз: развитие возбудителя. Цепень эхинококка паразитирует в тонком кишечнике собак, волков, шакалов. Собаки, зараженные цепнями эхинококка (иногда этих лент в тонком кишечнике одной собаки насчитывают сотнями и даже тысячами экземпляров), выделяют вместе с фекалиями огромное количество члеников и яиц паразита. Яйца эхинококка попадают на пастбищах - на траву, в хлеву - на подстилку и корм, у мест стоянок скота - на землю, у водопоя животных - в воду.

Паразит развивается с обязательным участием промежуточного хозяина, в организме которого из онкосферы получается пузырчатая личиночная форма. Промежуточным хозяином бывают овцы, крупный рогатый скот, верблюды, северные олени, свиньи, реже лошади, ослы, мулы, кролики, различные дикие животные, а также человек. Эхинококком заражаются большей частью молодые животные.

Онкосферы, попав в желудок жвачных или других промежуточных хозяев, подвергаются воздействию соляной кислоты. Оболочка их растворяется, онкосферы с помощью своих шести крючочков проникают в толщу стенок кишечника, а оттуда - в кишечные кровеносные сосуды и током крови заносятся в печень. В последней часть зародышей задерживается, и из них формируются эхинококковые пузыри. Онкосферы эхинококка, миновавшие портальный круг кровообращения, через правую половину сердца попадают в легкие и большей частью задерживаются в них. В случаях, когда онкосферы минуют и капиллярную сеть легкого, они попадают в левое сердце, аорту, заносятся в какой-либо орган или ткань и превращаются там в пузырчатую стадию эхинококка.

По мнению некоторых авторов, онкосферы эхинококка могут проникать из стенок кишечника в лимфатические сосуды и затем через грудной проток - в кровеносную систему.

Чаще всего эхинококком поражаются печень и легкие и реже другие органы и ткани. Эхинококковый пузырь развивается медленно. По истечении месяца он достигает только 1 мм ширины, через 5 месяцев - 10 мм. Рост эхинококкового пузыря продолжается несколько лет (у человека 10 - 30 лет).

Эхинококковый пузырь встречается в виде однокамерного или многокамерного эхинококков, строение которых различно и зависит от возраста и состояния организма.

Однокамерный эхинококк встречается очень часто. Он представляет собой пузырь размером от горошины до головы человека. Снаружи пузырь имеет слоистую хитинизированную беловатую оболочку, а внутри - герминативную оболочку, заключающую мышечные волокна, известковые тельца и экскреторные сосуды. В герминативной оболочке различают два слоя: внутренний - из крупных клеток и наружный - из более мелких.
В пузыре содержится эхинококковая прозрачная бесцветная жидкость. В состав ее входят: инозит, тирозин, поваренная соль, янтарная кислота, альбумин, виноградный сахар и др. Эхинококковая жидкость является производным крови зараженного животного.

На герминативной оболочке в различных местах рассеяны выводковые капсулы; на их стенках и развиваются сколексы, заполняющие внутреннюю полость пузыря или выпячивающиеся наружу. Часто сколексы отрываются от выводковой капсулы и свободно плавают в большом количестве в жидкости эхинококкового пузыря. Они представляют собой круглые тельца в форме мелких белых крупинок, достаточно хорошо видимых невооруженным глазом. Под микроскопом в сколексах различают крючья и мелкие известковые зернышки. Такая форма эхинококкового пузыря носит название Echinococcus veterinorum и встречается часто у молодых овец и свиней, реже у крупного рогатого скота. Кроме того, у последнего (до 80%) и не так часто у овец встречаются эхинококковые пузыри, которые состоят из двух оболочек (хитинизированной и герминативной) и жидкости, но совершенно не содержат сколексов. Такие пузыри называются ацефалоцистами и могут считаться стерильными, так как они лишены инвазионных элементов - в них нет выводковых капсул.

Наконец, однокамерный эхинококк, встречающийся в форме Echinococcus nominis только у взрослых животных (чаще у крупного рогатого скота), а также у человека, характеризуется тем, что в полости материнского пузыря формируются так называемые дочерние пузыри, образующиеся из небольших участков герминативной оболочки. Дочерние пузыри могут расти либо внутрь материнского пузыря и от него отпочковываться, либо наружу, выходя в промежуточное пространство между кутикулярной оболочкой материнского пузыря и соединительнотканной защитной оболочкой органа. Дочерние пузыри могут таким же образом формировать внучатые пузыри со сколексами на стенках. В итоге в одном эхинококковом пузыре образуется много дочерних и внучатых пузырей, а на наружной границе его появляется соединительнотканная капсула.

А. Ф. Носик установил, что эхинококковый пузырь typi E. hominis образуется из пузырей t. E. veterinorum (он проследил переходные формы этого процесса). Эти изменения связаны со старением пузыря и повышением реактивности организма - паразит приспосабливается к окружающим его условиям и продуцирует дочерние пузыри. По мере старения материнские пузыри погибают, а дочерние пузыри в них продолжают оставаться живыми.

Как выяснилось в опытах А. Ф. Носика, нормально питающиеся взрослые животные (свиньи с 2 - 2J/2 лет, овцы - с 3V2 и крупный рогатый скот с 4 лет) эхинококком не заражаются.

Многокамерный, или альвеолярный эхинококк часто встречается у крупного рогатого скота и реже у человека. От однокамерного эхинококка он отличается тем, что не образует крупных пузырей, а состоит из большого числа мелких пузырьков, в которых нет жидкости. Рост многокамерного эхинококкового пузыря происходит путем образования в мелких пузырьках выпячиваний, которые по мере увеличения отшнуровываются и образуют новые самостоятельные пузырьки. В промежутках между пузырьками многокамерного эхинококка, а также вокруг него развивается грануляционная ткань, впоследствии превращающаяся в фиброзную соединительную. На поверхности разреза такого довольно плотного многокамерного эхинококкового пузыря заметна ячеистость. В мелких пузырьках многокамерного эхинококка сколексы не встречаются.

Стерильные пузыри (ацефалоцисты) развиваются при неблагоприятных для них условиях существования у промежуточного хозяина (возрастной иммунитет и иммунитет к повторной инвазии). В свою очередь многокамерный пузырь эхинококка следует считать патологической личиночной формой, погибающей при нарушении целости кутикулярной оболочки пузыря (А. Ф. Носик).

Дефинитивные хозяева инвазируются этим гельминтом при поедании легких и печеней животных, пораженных эхинококковыми пузырями (часто имеет место при убое животных на мясо в сельских местностях, где нет боен или они плохо оборудованы), а также при поедании трупов больных овец.
Эхинококкоз: эпизоотология. Зрелые членики эхинококка, после выхода из кишечника с фекальными массами, обладают свойством расползаться по траве и взбираться на стебли растений. Отдельные экземпляры их остаются в складках ануса, в преанальной области и на промежности, вызывая у собак беспокойство и зуд. Зрелые членики, ползая, выделяют яйца, которые рассеиваются по траве, почве, шерсти собак (А. Ф. Носик).
Яйца (онкосферы) эхинококка долго сохраняются во внешней среде они не погибают в течение 116 дней при 0°). Они устойчивы к воздействию химических веществ, но их убивают высокая температура (50° - через 1 час) и солнечные лучи.

Эхинококкоз распространен преимущественно в районах, где не проводят борьбы с бродячими собаками и где слабо организован контроль за убоем скота. Постоянный контакт с собаками способствует заражению людей эхинококком, особенно в северных странах, в Австралии, Латинской Америке. В дореволюционное время во многих районах России эхинококкоз обнаруживали у большого числа убойных животных. После социалистической реконструкции сельского хозяйства создались новые экономические и санитарные условия, которые способствуют резкому снижению или почти полной девастации эхинококка. Таково, например, положение с эхинококкозом в Кировской, Ярославской, Вологодской и других северных областях СССР.
Эхинококкоз: патогенез и патологоанатомические изменения. Эхинококковый пузырь, развиваясь главным образом в паренхиматозных органах (в печени, легких), своим давлением вызывает атрофию тканей и нарушает их деятельность. При наличии большого числа эхинококковых пузырей (иногда до 50 и даже 200) пораженный ими орган может атрофироваться совершенно, вследствие чего животное погибает (эхинококкоз печени, легких). Помимо механического действия, на организм вредно влияют и содержащиеся в эхинококковом пузыретоксины, которые нередко вызывают одышку, повышение температуры тела, понос, а иногда смерть животного.

На почве сильного поражения эхинококкозом печени расстраивается пищеварение вследствие нарушения выработки и поступления в кишечник желчи. Сильно увеличенная в объеме печень препятствует движению диафрагмы; она может сдавливать пищевод и воротную вену. При сильной инвазии легкие и печень обычно поражаются одновременно и имеют огромный вес: легкие 8 - 10, а иногда до 32 кг и печень 16 - 20 и даже до 50 кг. Поверхность этих органов становится бугристой, а паренхима их на месте развившегося пузыря очень часто атрофируется. Если эхинококковых пузырей немного и они находятся внутри органа, их удается обнаружить прощупыванием (особенно в легких). При разрезе из пузыря вытекает жидкость, внутренняя оболочка собирается в складки и легко извлекается. Иногда эхинококковые пузыри обизвествляются или нагнаиваются. Нередко их находят и в почках.
Эхинококкоз: симптомы. При сильных поражениях легких у коров наблюдаются длительная хроническая одышка, продолжительный сухой и очень слабый кашель, который можно легко вызвать искусственно, заставляя животное усиленно двигаться. В начальной стадии заболевания симптомы мало заметны. Расстройства дыхания нарастают медленно и последовательно. Перкуссией в различных местах легких выявляют очаги ограниченного противления, для которых характерно ослабление или полное отсутствие везикулярного дыхания. Иногда, особенно при разрыве эхинококкового пузыря, общее состояние животного резко ухудшается, оно быстро слабеет и погибает при явлениях асфиксии.

Расстройством питания сопровождается главным образом сильное поражение печени. Значительные изменения органа истощают животное. В таких случаях у коров наблюдаются вялая жвачка и частые тимпании (желтуха бывает редко). Печеночное притупление нередко переходит за последнее ребро. Надавливание и ощупывание этой области вызывает боли. При резком увеличении объема печени увеличивается правая половина живота.

При слабых инвазиях заметных расстройств у крупного рогатого скота обычно не отмечают.

Овцы более чувствительны и чаще гибнут от эхинококкоза, чем крупный рогатый скот (следует, однако, учитывать, что крупный рогатый скот большей частью своевременно прирезают). Значительно инвазированные овцы бывают плохо упитаны, шерсть у них взъерошена и часто выпадает; наблюдается характерный кашель, причем овцы после приступа его ложатся на землю.

У собак клинические явления при эхинококкозе (ленточные половозрелые формы) изучены слабо. Экспериментальное заражение большим числом сколексов вызывает у них увеличение живота, ухудшение аппетита и иногда смерть через 11/2 - 2 месяца. В кишечнике у таких собак при вскрытии находят огромное число (тысячи) лепт эхинококка.
Эхинококкоз: диагностика. Диагноз у жвачных при интенсивном заражении может быть поставлен на основании клинических признаков. Известны случаи, когда у крупного рогатого скота эхинококкоз принимали за повальное воспаление легких, причем ошибка выявлялась лишь после убоя животного. Для более точного определения эхинококкоза у овец и крупного рогатого скота применяют кожную реакцию Казони.
У собак диагноз на эхинококков (ленточные черви) подтверждает нахождение в фекалиях зрелых члеников эхинококка или их яиц по методу Щербовича.
Эхинококкоз: лечение животных при пузырчатой форме эхинококка не разработано.
Эхинококкоз: профилактические мероприятия. Борьба с эхинококковом основывается на уничтожении бродячих собак и волков, обязательной регистрации служебных и сторожевых собак и их дегельминтизации в определенные сроки (4 раза в год). Для дегельминтизации применяют внутрь (не под кожу) ареколин в дозе 0,002 на 1 кг живого веса, давая его через рот, камалу в дозе 5 - 10 г, скармливая ее с хлебом (в тесте) или с молоком, и экстракт мужского папоротника в дозе 1,0 - 5,0 г (общие правила дегельминтизации собак - см. стр. 93). Весьма важно также не допускать собак на территорию боен и не использовать паренхиматозные органы, пораженные эхинококками, для их кормления; такие органы тщательно проваривают и только после этого отпускают для кормления животных (свиней).

Корма и помещения животных охраняют от загрязнения фекалиями собак. Трупы овец и других животных зарывают в землю или утилизируют.
Необходимо помнить, что эхинококковом часто заражаются люди, главным образом охотники, пастухи и другие лица, которые часто соприкасаются с собакой. В целях личной профилактики рекомендуется оберегать себя от такого контакта.