Бруцеллёз овец и коз
Овцы и козы являются носителями по большей части br. melitensis и, следовательно, наиболее опасными источниками мальтийской лихорадки человека.
Инфекция имеет довольно широкое распространение в южной Франции, а также в Италии на некоторых островах Средиземного моря.
Данные о бруцеллёзе коз сообщены английской медицинской комиссией (1904 - 1907 гг.), работавшей по эпидемиологии мальтийской лихорадки и впервые выяснившей, что козы представляют первоисточник бруцеллёзной инфекции людей.
Член этой комиссии Заммит подверг искусственному заражению разными способами ряд мальтийских коз и убедился, что инфекция удаётся и при скармливании инфицированного материала.
Козы оставались по внешнему виду здоровыми, однако через некоторое время в их крови стали обнаруживаться агглютинины.
Вскоре у инфицированных коз удалось выделить micrococcus melitensis из крови, мочи и молока. Тогда комиссией была обследована кровь 2 000 коз на острове Мальте; оказалось, что 40% .их содержат агглютинины в крови, а у 10% заразное начало находилось в молоке.
Данные этой комиссии вскоре подтвердили и другие исследователи, показавшие, что в тех местностях, где имеется мальтийская лихорадка людей находятся и носители инфекции - козы и овцы, выделяющие заразу с молоком и мочой.
Впоследствии оказалось, что и агглютинины в крови и присутствие мелких кокков в ней, а также в мочен молоке инфицированных, наружно здоровых ков не представляют постоянного явления. У иных коз, наверняка заражённых, не обнаруживали ни повышенного титра агглютинации, ни микробов в крови, молоке и моче.
С течением времени и расширением круга наблюдений выяснилось, что необходимо различать стада коз в первом, или начальном, периоде проникновения в их организм инфекции и давно инфицированные. В первом случае наблюдаются и множественные аборты, и исхудание с лёгкой анемией, и пониженный удой, и выпадение волос - вообще заметное переболевание значительного количеся^ животных. В дальнейшем же хронически инфицированные животные принимаютЯВормальный вид, упитанность и снова повышают удой, становятся на вид здоровыми/^о большей частью таят в себе заразу.
В процессе исследования было установлено, что излюбленным местом прет бывания инфекционного начала у коз служит вымя или лимфатические узлы. У козлов изредка наблюдается орхит. Заммит заявил, что он никогда не наблюдал случая излечения инфицированных Ьг. melitensis коз. Хроническая инфекция остаётся у них на всю жизнь, обостряясь после окотов, и бру-целлы появляются в молоке в большом количестве с наступлением нового лактационного периода.
Таким образом, бруцеллёз коз был обстоятельно изучен как экспериментально, так и в условиях естественной инфекции, и данные, собранные английскими врачами (участниками комиссий по мальтийской лихорадке людей), подтвердились много лет спустя, при исследованиях бруцеллёза овец и отчасти крупного рогатого скота. Прежние взгляды о неизлечимости бруцеллёза отличаются от современных тем, что самовыздоровление животных доказано в высоком проценте случаев.
Выводы французских авторов, наблюдавших в нескольких хозяйствах бруцеллёз овец, сводятся к следующему.
1.Мелитококковая инфекция распространяется среди овец, главным образом, во время абортов (в свежезаражённом стаде в среднем абортируют 30 - 40% суягных маток). Этот факт дополняется бесплодием некоторых овец (10 - 20%, преимущественно среди скинувших) и потерями ягнят (7-15%).
2.В инфицированном стаде максимум абортов констатирован в начале развития инфекции; число их значительно уменьшается при следующем ягнении, а при третьем ягнении аборты совершенно исчезают. После одного выкидыша новых случаев аборта у овец большей частью уже не наблюдается.
3.Здоровые суягные матки, введённые в заражённое стадо, обрекаются тем самым на аборт.
4.Инфицированные овцы одинаково опасны для людей как в тот период, когда число абортов наиболее велико (т. е. в начале инфекции), так и при следующем ягнении (когда аборты становятся реже); эта опасность остаётся, хоть и в меньшей степени, и тогда, когда выкидыши совершенно исчезают.
5.Единственное средство предохранить человека в очагах мелитококкии животных - это, повидимому, предохранительная вакцинация. Оставление в хозяйстве абортировавших животных должно сопровождаться обязательной предохранительной вакцинацией людей.
6.Бруцеллёз овец и коз передаётся, главным образом, прямым заражением. Аборт - главный источник инфекции. Позже инфекционное начало выделяется с мочой и молоком. Подстилка также инфекционна. В стаде, где происходят аборты, процент инфицированных животных сильно повышается (60 - 80%). При отсутствии абортов инфекция распространяется медленно, в течение недель и даже месяцев. Большей частью заражаются взрослые овцы и козы. Мелитококкия имеет длительный инкубационный период - от 1 до 5 месяцев.
7. Убой бруцеллёзных животных и дезинфекция овчарни приводят к уничтожению контагия. Стадо предохраняется от распространения бруцеллёза устранением возможности смешения здоровых животных с бруцеллёзными, отказом от использования производителей со стороны, размещением животных разных видов В различных помещениях. Все вновь покупаемые животные должны подвергаться карантину минимум 15 дней, а затем проверяться серологическим методом. В инфицированных хозяйствах показана вакцинация живыми культурами (сокращение абортов).
Начиная с 1933 г. бруцеллёз овец довольно обстоятельно изучался в СССР специальными экспедициями как по ветеринарной, так и по медицинской линии.
Пути естественного заражения. О путях распространения инфекции можно лишь повторить то, что уже сказано выше. Нужно думать, что немаловажную роль в этом отношении играет случка, а также заражение через кожные и, возможно, слизистые покровы. Орхиты у баранов на бруцеллёзной почве, повидимому, не так редки; уже констатировано значительное число случаев, когда при отрицательной реакции Райта из поражённых семенных желез и их придатков выделялись культуры бруцеллёза. Заражению через кожу и слизистые оболочки способствует скученное содержание овец, особенно в период окотов и выкидышей бруцеллёзных животных. Конечно, и оральное заражение имеет место.
Клиническая картина. В большинстве случаев заболевание овец протекает бессимптомно, так же как у крупного рогатого скота, но множественный аборт - обычное явление. Относительно задержаний последа мнения расходятся: некоторые наблюдали их в редких случаях; другие отмечают частые задержания последов.
К числу пред- и послеабортных клинических явлений относятся вялость и залёживание за 2 - 3 дня до аборта, реже - более длительные сроки. Животные теряют аппетит, но проявляют усиленную жажду. Отмечаются вульвиты и вагиниты с истечением, а также повышение температуры тела. В по-слеабортный период, 10 - 15 дней и дольше, наблюдается лихорадка с учащением пульса и дыхания. Характерны также поражения суставов. - артриты временного характера (8 - 15 и более дней), сопровождающиеся хромотой. Бывают также оститы, панарициум с благополучным исходом, параличи зада и болезненность крестца (Тарасов). В качестве редкого явления описывается воспаленир роговой оболочки глаза и подострые или хронические бронхиты. Орхиты у баранов и изредка маститы у овец также относятся к клинической картине бруцеллёза этого вида животных.
Диагноз. В диагностике бруцеллёза овец выделение культуры возбудителя играет роль как при исследованиях непосредственно после аборта (содержимое желудка плода, поражённая плацента, отчасти околоплодная жидкость и маточные выделения), так и при анализе молока, особенно посредством пункции молочной железы (по данным Е. С. Орлова).
Матки, абортировавшие и нормально окотившиеся за год до производства исследования, выделяли культуру бруцеллёза в 57 - 82% случаев. У животных, дававших положительную реакцию на абортйн последние 1 - lx/s года, культура бруцеллёза из молочной железы получена в 10% случаев спустя месяц после аборта. У маток, абортировавших в год производства обследования, культуры бруцеллёза выделены из молочной железы в 80% случаев. От маток же, у которых исследование скинутых плодов дало отрицательный результат, бруцеллёзная культура выделена в 61 % случаев.
Выделение бруцелл с молоком - явление длительное; его наблюдают на протяжении 6 - 8 месяцев после окотов и абортов.
С течением времени количество бруцелл, выделяющихся с молоком, сокращается.
Культивирование br. melitensis осуществляется легко, так как этот тип хорошо растёт в обычной атмосфере.
Диагностика бруцеллёза у овец посредством реакции агглютинации имеет значение, главным образом, в начале развития инфекции в хозяйстве; в более поздние периоды она часто выпадает и вообще подвержена резким колебаниям. Многие считают её у овец непригодной; большинство исследователей СССР и зарубежные авторы высказываются за применение комплексной сероаллергической диагностики.
РСК при диагностике бруцеллёза у овец, как экспериментально заражённых, так и естественно больных, даёт постоянные положительные результаты. Многие советские и зарубежные исследователи указывают на преимущества РСК, по сравнению с реакцией Райта.
Во Франции разработан метод диагностики бруцеллёза овец'посредством реакции аллергии.
Антигеном служат культуры br. abortus bovis и suis, которые выращивают в течение 48 часов на агаре, смывают физиологическим раствором поваренной соли с таким расчётом, чтобы в 1 мл содержалось 2 млрд. зародышей, и нагревают в водяной бане при 70°С в течение часа, после чего разливают и запаивают в стерильных ампулах. Предпочтительным местом инъекции служит одна из складок на передней поверхности корня хвоста, куда и вводят внутрикожно 0,4 мл препарата. Первые 24 часа после инъекции реакция не учитывается. Она держится 48 - 72 часа и дольше и выражается появлением на месте укола отёчной, горячей и слегка болезненной опухоли, размером от фасоли до грецкого ореха. Меньшие опухоли, величиной с горошину, положительной реакцией не считаются. В начале развития эпизоотии (свежая инфекция) количество положительных реакций невелико, а через 3 - 4 месяца они нарастают до 60 - 70% и более. Реакция длительная; по предположению французских авторов, она может сохраняться всю жизнь. Ни об интенсивности инфекции в организме, ни о давности её аллергическая реакция ничего не говорит, так же как и о силе заразительности.
Согласно инструкции борьба с бруцеллёзом овец в СССР должна проводиться на основе аллергической диагностики применением бруцеллизата.
Бруцеллизат готовится следующим образом. Бактерийная масса после трёхсуточного роста на глюкозном или печёночном агаре, (рН =6\8) дмывается и повторно промывается на центрифуге. Живая бактерийная масса высушивается в сильном вакууме и растирается в ступке с кварцевым песком или в специальной мельпице до разрушения бактерийных клеток (микроскопический контроль). Эту растёртую бактерийную массу экстрагируют в физиологическом или боратно-буферном растворе (рН =7,6 - 8,0) в отношении 1 г сухой бактерийной массы на 1 л жидкости. После экстракции протеинов жидкость фильтруют через бактерийный фильтр (свечи или пластинки Зейтца). Препарат испытан на большом числе овец и вызывает сенсибилизацию при повторных инъекциях лишь в незначительном проценте случаев.
Выделение и изоляция овец по результатам реакции на бруцеллизат за многолетний период не привели к ликвидации бруцеллёза ни в одном из крупных овцеводческих хозяйств.
Показания бруцеллизата оказались несостоятельными: получается довольно высокий процент неспецифических реакций, а у заведомых носителей и выделителей инфекционного начала аллергическая проба часто даёт отрицательные показания.
Помимо этого, приходится считаться и с возможностью выздоровления от бруцеллёза большого процента овец (как это уже доказано в отношении крупного рогатого скота), у которых аллергическая положительная реакция в период реконвалесценции и даже после него на некоторое время задерживается. Следовательно, ошибки аллергической диагностики, очевидно, могут иметь место и у овец, освободившихся от бруцеллёза.
Таким образом, следует признать, что дальнейшая борьба с бруцеллёзом овец на основе показаний только аллергической диагностики с помощью бруцеллизата успеха не обещает.
По всей вероятности, борьбу с бруцеллёзом овец придётся строить на основе серологических методов диагностики, в частности, на капельном, или пластинчатом, методе реакции агглютинации, а аллергическому методу может быть отведена лишь вспомогательная роль.
Меры борьбы и профилактика. Изолированное выращивание здорового молодняка и создание молодого благополучного стада является в данном случае, как и у других видов животных, основой мероприятий. Ягнята более устойчивы к бруцеллёзу в раннем (месячном) возрасте; чем старше они становятся, тем повышается их восприимчивость к инфекции. И здесь, как у крупного рогатого скота, все мероприятия должны сопровождаться дезинфекцией, немедленным устранением абортирующих маток, уничтожением скинутых плодов и пр.
Вакцинация. Дюбуа примерял в заражённых стадах овец и отчасти у коз в качестве предохранительной прививки живую авирулентную для морской свинки культуру br. suis. Культуру трёхдневного роста смывают физиологическим раствором поваренной соли и вводят животным под кожу хвоста в дозе 1 мл, содержащей 1 млрд. зародышей бруцеллёза. В шести стадах вакцинация была проведена на несуягных овцах тотчас после выкидыша. Привитые животные, были оплодотворены лишь через 6 месяцев после вакцинации. В двух стадах вакцинация производилась в период абортов и тогда, когда большое число овец было беременно на 2 - 4-м месяце. Овцы перенесли вакцинацию безболезненно; оца не вызвала ни местной, ни общей реакции. Некоторые овцы лишь слегка сократили удой в течение 24 - 48 часов. Овцы на 4-м месяце суягности и позже не абортировали. Результаты вакцинации оказались в общем удовлетворительными, а в пяти стадах даже хорошими (все окоты были нормальными, и все ягнята и козлята остались в живых).
Вакцинация неберемеиных животных, повидимому, эффективнее, чем суягных, но и последние переносит вакцинацию, даже за несколько недель до окота, без вреда. Вакцинация в свежезаражённых стадах почти полностью останавливает выкидыши, бесплодие и потери ягнят.
Работы Дюбуа содержат многообещающие данные как в отношении упрощённой диагностики, так и в отношении профилактики бруцеллёза овец и коз.